В словаре русского языка С. И. Ожегова, изданном на исходе предыдущей эпохи (1986), слово «благотворительность» толкуется таким образом: «В буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости». А в Большой Советской Энциклопедии понятие «благотворительность» вообще отсутствует. Нет, в сущности, благотворительных обществ и в современном Мариуполе, давно уже нет, более восьмидесяти лет. А ведь до исторического выстрела «Авроры» они были, и в немалом количестве. Вспомнить об этом, когда страна двинулась вспять от развитого социализма к пока еще непонятно, к какому «изму», своевременно и полезно.
День белой ромашки в Мариуполе 20 апреля 1912 г.
У меня нет и тени намерения идеализировать дореволюционное прошлое в укор советскому времени или нынешнему безвременью. Более того, скажу прямо: мариупольские купцы и прочие толстосумы были скупы до скаредности. Что «благотворительность» состоит из двух корней: творить благо — это объяснять излишне, так как толкование лежит, как говорится, на поверхности. Так вот, творить благо мариупольские богачи не очень-то были склонны. Чтобы не быть голословным, приведу строчки из старинного — 1892 года — источника: «С грустью приходится признать, что благотворительность в г. Мариуполе совершенно не развита. Даже незначительный в сравнении с Мариуполем чисто русский город имеет хотя бы одно богоугодное заведение; между тем в Мариуполе нет даже богадельни или какого-нибудь приюта для призрения престарелых и увечных лиц».
Читатель наверняка признает автора приведенных строк излишне самокритичным, если учесть, что именно в то время, то есть более 100 лет назад, местный богач Давид Александрович Хараджаев пожертвовал 30 000 рублей на строительство больницы (это здание из красного кирпича функционирует и поныне в составе разросшейся горбольницы № 3), дал деньги на издание неувядаемой книги «Мариуполь и его окрестности», опекал гимназии и прочие общественные учреждения.
И все же автор был прав, когда писал: «Частная благотворительность в городе до сих пор себя не проявила». Правда, сегодня, когда в Мариуполе нет ни одного благотворительного общества, скромные деяния тогдашних местных благотворителей — конца девятнадцатого и начала двадцатого веков — представляются впечатляющими.
Мариупольское Благотворительное Общество возникло в незапамятные времена, но устав его официально был утвержден Министерством внутренних дел лишь 13 января 1876 года. В начале 1892 года в нем состояло 4 почетных и 178 действительных членов. Во главе его стоял уже упоминавшийся Давид Александрович Хараджаев. Доходы этого Общества составлялись из членских взносов (в размере 3 рублей), пожертвований, пособий от Городской Думы. Дамы и девицы бомонда (они, по обычаям того времени, конечно, не работали) устраивали спектакли, концерты, елки с лотереями, что тоже пополняло кассу Общества. Занимались они также «продажей конвертов взамен праздничных визитов» — это я расшифровать не смог; речь, видимо, идет об обычае того времени, нами уже наглухо забытом.
Как бы то ни было, но за 1891 год, например, поступило 2757 руб. 11 коп., что по тогдашним ценам было совсем немало. На эти средства выдавались постоянные пособия 117 лицам, единовременных пособий — 191, отпущены были деньги на похороны бедных и на другие расходы.
Делами заворачивал комитет, который состоял из председателя, казначея, секретаря и 16 членов. Все работали, разумеется, на общественных началах.
Город был разделен на восемь участков, каждый из которых находился под наблюдением двух членов комитета. Осенью и зимой комитет заседал раз в неделю и рассматривал заявления просителей.
В последней четверти XIX века в городе функционировало Общество пособия воспитанникам Мариупольской Александровской гимназии. Оно было основано первым директором гимназии Ф. А. Хартахаем, но ее устав был утвержден (1881), и открытие состоялось (1882) уже после кончины Феоктиста Аврамовича. Оно вносило плату за обучение «недостаточных», как тогда выражались, учеников, снабжало их одеждой и обувью. Немало разночинцев — детей крестьян, ремесленников, рабочих, мелких торговцев — получили доступ к знаниям, благодаря Обществу, основанному Ф. А. Хартахаем. За годы советской власти, когда, по существу, все, касающееся жизни и деятельности граждан, было сосредоточено в руках государства, мы изрядно прониклись иждивенческими настроениями и даже сегодня, когда социальные условия резко изменились, все еще требуем от державы: заплати, дай, сделай, обеспечь. И странно читать в старинных источниках, что даже такое дело, как спасение утопающих было делом самих утопающих, как острил незабвенный Остап Бендер, казна не тратила ни копейки, хотя Всероссийское общество спасения на водах было под покровительством самой императрицы. Святейший Синод разрешил ежегодно 9 мая (в день святого чудотворца Николая) производить в православных церквах сбор в пользу Общества. На эти средства оно в основном и существовало.
В Мариуполе Общество спасения на водах начало функционировать в 1882 году, во главе правления стоял вездесущий Д. А. Хараджаев. Казначеем был владелец книжного магазина С. И. Приходько-Пыхненко, а секретарем — известный в Мариуполе того времени А. В. Дьяченко-Белый.
В старом Мариуполе активно работали еврейские благотворительные учреждения. Назову Погребальное братство, основанное в 1847 году.
Местный историк XIX века А. Ф. Петрашевский писал: «После смерти какого-либо члена еврейской общины служка Погребального братства с кружкой в руках обегает всех евреев с возгласом: «Благотворение спасает от смерти», и каждый еврей бросает в кружку монету. Затем к покойнику являются старики Братства и, если он бедный человек, то хоронят его за счет Братства…»
На общественных началах существовал также приют для бедных евреев на Харлампиевской улице напротив главной синагоги. В этом приюте верующие евреи могли получить бесплатный ночлег и пребывание, кормились же они по запискам старосты у зажиточных единоверцев.
В канун революции 1917 года в городе действовали: Общество греков, потомков выходцев из Крыма, Общество взаимной помощи. Общество трезвости. Мариупольское отделение попечения о тюрьмах, Общество пособия бедным, Греческое благотворительное общество, Общество помощи ремесленникам иудейского вероисповедания беспроцентной ссудой.
Сейчас в Донбассе действует региональный благотворительный фонд «Золотой Скиф». В Мариуполе же, насколько мне известно, нет ни одного благотворительного общества.
Предвижу возражение: благотворительностью хорошо заниматься в богатой стране, мы же сегодня по преимуществу бедные и нищие. Что ж, бедных и нищих у нас действительно с избытком. Но есть и богатые люди, даже очень богатые. Вот им и следовало бы заняться благотворительностью. А Верховной Раде принять, наконец, закон, освобождающий средства, выделенные на благотворительные цели, от налогообложения.
После публикации этой главы в «Приазовском рабочем» были уточняющие звонки, благотворительные общества в Мариуполе есть. Например, «Благородный самаритянин» и другие.
Но построены они, как правило, на основе подачи иностранных доброхотов и местных меценатов. А вот по схеме благотворительных обществ старого Мариуполя — членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности и пр. — сегодня в городе не работает ни одна организация.
Лев Яруцкий
«Мариупольская старина»