В недавно вышедшем двухтомнике произведений выдающегося поэта Серебряного века Г.А. Шенгели (1894-1956) присутствует небольшое стихотворение под названием «Художник». Стихотворение, состоящее из двух частей, неоднократно публиковалось и ранее, впервые – в далёком 1997 году. Встречается оно и на просторах интернета. Что же в нём особенного? Отвечаю: вторая часть стихотворения посвящена художнику А.И. Куинджи. За прошедшие с момента первой публикации 20 лет никто не сумел или не счёл нужным уточнить этот факт.
Дореволюционная открытка художника Калмыкова «Куинджи, кормящий голубей». Из частной коллекции автора статьи А.В. Маринина.
Обратив внимание на то, что части были написаны в разные годы и различаются стихотворным размером, у меня возник вполне резонный вопрос: одно ли это стихотворение или всё же их было два? Заинтересовавшись историей написания «Художника», я немедленно обратился за консультацией к В.А. Резвому – моему другу и составителю упомянутого двухтомника Шенгели. Забегая немного вперёд, могу утверждать следующее: поэт сумел запутать далеко не одного редактора, что уж тут говорить о простом читателе…
Шенгели написал два стихотворения: первое («Художник») – в 1943 году, второе («Куинджи») – годом позже. При составлении своих поэтических сборников, к сожалению не опубликованных при жизни, поэт по какой-то причине назвал оба стихотворения «Художник». Свидетельствует ли это о том, что Шенгели все жё написал одно стихотворение? Вроде бы всё логично: приступил к работе в 1943 году, забросил, вернулся к ней спустя год. На первый взгляд – обычная история, но как тогда объяснить иное название второй части и её отдельное включение в сборник «Лирика и поэмы» (оригинал состава хранится у автора), подготовленный самим Шенгели?
Владислав Резвый признаёт, что стихотворение, написанное в 1944 году, должно впредь публиковаться отдельно. Имея весомые основания, сделаю это впервые в своей же статье. Рассуждать о мотивах, побудивших Шенгели увековечить память известного мариупольца, наверное, не совсем уместно: мы о них не знаем, а строить предположения не имея для этого достаточной почвы – дело неблагодарное. Все же, не могу пройти мимо двух фактов, отдалённо связывающих Шенгели с Куинджи. Известно, что Шенгели был знаком с пейзажистом и графиком К.Ф. Богаевским – видным учеником Куинджи. В Мариуполе, вплоть до революции 1917 года, проживали некоторые родственники Шенгели по линии его матери…
Художник Вильгельм Левик, портрет Шенгели конца 30-х годов.
Говоря о стихотворении 1944 года, допускаю, что сам Шенгели, будучи перфекционистом, критически отнёсся к тому, что у него в итоге получилось. Не по этой ли причине он отошёл от своего первоначального замысла назвать его «Куинджи»? О жизни и творчестве художника написаны многочисленные статьи и книги, снят короткометражный документальный фильм. Известный поэт рубежа XIX-XX веков К.М. Фофанов посвятил картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре» стихотворение «Ночь на Днепре». Знаменитый художник В.М. Васнецов в 1869 году написал портрет Куинджи, ныне хранящийся в Государственной Третьяковской галерее. До настоящего момента пустовала условная графа «поэт Серебряного века о Куинджи». Теперь она заполнена.
ХУДОЖНИК
Ребристым золотом багеты облегли
Даль невесомую сияющей земли,
И воздух бисерный, и зарева, и розы
Закатной замшею затянутой березы.
Червонным золотом на чеках залегли
Червонно-круглые тяжелые нули, –
И тяжелела кисть, чье молодое пламя
Дымилось фосфором над лунными шелками.
Песочным золотом ссыпался к мигу миг
В пробирке Кроноса, и конусом возник,
Могильным горбиком, груз лет, ушедших даром, –
Но грустным человек казался, а не старым.
Ядреным золотом пшеницы и зерна
Он птиц приманивал на зымзу у окна,
И голуби, свистя, слетались и крылами
Касались лба его, как он холста мазками.
И было хорошо… Но стал вдруг людным дом
И был таким три дня. И траурным пером
Тряхнули лошади и потащили валко
Серебряный рокайль и громозд катафалка.
И зымза нищая звенела много дней
Под вереницами голодных голубей.
2.II.1944
Примечания
«Червонным золотом на чеках залегли…». Известный факт: художник был весьма состоятельным человеком.
«Дымилось фосфором над лунными шелками». Возможно, упоминается картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
«В пробирке Кроноса…». Подразумеваются песочные часы.
«…груз лет, ушедших даром…». В 1882 году художник принял твёрдое решение навсегда прекратить выставочную деятельность. Период «молчания» прервался только один раз: в 1901 году Куинджи решился показать новые работы своим ученикам и избранным друзьям. С точки зрения Шенгели годы «молчания» следует считать потерянными.
«Он птиц приманивал на зымзу у окна…». Куинджи питал слабость к птицам. Живя в Петербурге, он не только кормил слетавшихся на крышу его дома птиц, но и пытался лечить больных и ушибленных. Зымза – карниз.
«Серебряный рокайль…». Рокайль – элемент орнамента стиля рококо, напоминающий завитки морской раковины.
А.В. Маринин (Москва)
«Приазовский рабочий»
http://pr.ua/news.php?new=49688