О Мариуполе — из Израиля

О Мариуполе и мариупольцах писали не только городские газеты. О нашем городе писали и за границей. Предлагаем нашим читателям две заметки из израильского издания «Православная жизнь» за май и октябрь 1956 года. Эти заметки о Мариупольской иконе Божией Матери и о судьбе мощей митрополита Игнатия в Мариуполе написаны бывшими мариупольцами, в годы войны эмигрировавшими за границу. Первый автор, М. Скачковская, скорее всего, проживала во Франции. Второй автор, названный «одной особой», похоже, проживал в США. Спорить с содержанием этих заметок никакого смысла нет, хотя некоторые акценты в них могут вызвать возражения. Давайте просто примем как факт воспоминания наших земляков, которых судьба разбросала по всему свету.

О чудотворной иконе Божией Матери Мариупольской

Икона Божией Матери Мариупольской находится в пригороде города Мариуполя Екатеринославской губернии Марьинск. В честь ея наименован город Мариуполь, в честь ея назван пригород Марьинском, в честь ея выстроен храм, в котором и пребывает эта наиболее чтимая святыня города Мариуполя.

Размером она напоминает список с иконы Федоровской Божией Матери, находящейся в Париже, на рю Дарю, и также стоит на возвышении, прикладываться к ней можно, поднимаясь с одной стороны и спускаясь с другой. Риза вся ровнаго жемчуга, шитая золотом. Перед ней в особых подсвечниках горели огромные свечи, которые выделывались по специальному заказу на свечном заводе.

Согласно местному обычаю в благодарность за исцеление больного, возжигались перед иконой свечи, длиною в рост больного, а толщиною в его шею.

Когда, кем и где была написана эта икона, я не знаю. Появление ея в г. Мариуполе совпадает с временем, когда Императрица Екатерина II, в 1783 г. присоединила к России Крым. Вместе с присоединением Крыма и северных берегов Чернаго и Азовского морей. Россия приобрела громадныя пустынныя пространства плодородной земли, которые предстояло заселить. Императрица приняла меры к привлечению в новый край, Новороссию, мирнаго населения, давались льготы русским людям, шедшим сюда с севера; получали покровительство инородцы – армяне, греки, местные татары и немцы-колонисты.

В Крыму 1783 года существовала большая православная греческая колония, не принимавшая ислам и потому угнетаемая татарами. Покорение Крыма принесло ей освобождение. Но греки не верили в продолжительность своего счастья: они боялись, что Императрица будет вынуждена оставить Крым. Они решили воспользоваться предоставленной им возможностью – переселиться на пустующия степи Новороссии.

Возглавлял переселение греческий митрополит Игнатий. Идут пешком, впереди чудотворная икона Божией Матери, а за ней переселенцы и стада овец. Вот подошли к месту будущего г. Мариуполя. Предание говорит, что икона остановилась и не пожелала идти дальше. На этом месте и был построен для нея храм, а вокруг него вырос пригород Марьинск. Митрополит Игнатий, с народом, придвинулся немного ближе к морю, основал город Мариуполь и в нем построил маленький греческий собор. Когда Митрополит Игнатий умер, его похоронили в склепе под церковью. Рядом, на той же площади, стал большой русский собор. Маленький же греческий собор считался по-
дворьем Патриарха Вселенскаго до 1917 года, когда Патриарх Вселенский отозвал настоятеля и передал собор русскому святейшему Синоду. С тех пор, там служил русский священник на греческом языке.

В 1919 году, во время гражданской войны, была ограблена Марьинская церковь. Грабители сорвали с чудо-творной иконы жемчужную ризу, рубили топором, но ни Божией Матери, ни Младенца топор не коснулся, хотя и рубил грабитель вокруг очень глубоко. Из разбойников один утонул в реке, другого кто-то убил. Риза исчезла.

В 1920 году, когда большевицкое правительство грабило церковныя имущества и разоряло церкви, большевики вздумали вскрыть гробницу митрополита Игнатия (в копии пропущена одна строка. – В.С.) с пулеметами, стреляли несколько раз. Наконец, во-шли внутрь церкви, взломали гробницу и вошли в нее.

Митрополит Игнатий был, по греческому обычаю, похоронен в склепе под церковью, сидя в кресле, в полном облачении. Вошедшие в церковь, увидели старика-митрополита, который, казалось, мирно спал. Тление не коснулось его, облачение же казалось ветхим. Большевики с позором удалились, всеми любимый митрополит посрамил большевиков. Впоследствии была назначена следственная комиссия, но чем все окончилось – не знаю. Я покинула Россию.

М. СКАЧКОВСКАЯ

(«Православная жизнь», № 5, май 1956 г.)

О судьбе останков митр. Игнатия в Мариуполе

В пятом номере «Православной Жизни» за текущий год помещена была заметка М. Скачковской «О чудотворной иконе Божией Матери Мариупольской», где попутно было сказано и о том, как большевики пытались осквернить останки митрополита Игнатия, похороненнаго в склепе греческаго собора под церковью, в сидячем положении. «Большевики с позором удалились, всеми любимый митрополит посрамил большевиков. Впоследствии была назначена следственная комиссия, но чем все окончилось – не знаю. Я покинула Россию».

Одна особа, прочитав эти строки, восполняет их содержание следующими сведениями:

На протяжении ряда лет от 1929 по 1934-5 года большевики разрушили (взорвали) все многочисленные храмы города Мариуполя, вплоть до кладбищенской часовни, которая последняя была ими уничтожена. Страшно вспомнить эти взрывы, разносившие, как то было, например, с собором Марии-Магдалинским, осколки, а среди них и иконы, по сторонам. Был разрушен и греческий собор – относительно очень небольшой и как бы вроставший в землю – находившийся на той же площади, где был огромный собор Харлампиевский. К этому времени в соборе уже не было того стеклянного помещения, в котором находилось тело митр. Игнатия. Это обнаружилось впоследствии, в 1941 году, когда в город вошли немцы.

Трудно изобразить то торжество, которое пережил город, когда восстановлено было богослужение. Нижняя часть огромного пятиэтажного дома около городского сквера была превращена в новый Спасо-Преображенский Собор. 9 ноября 1941 г. совершено было первое богослужение. Огромным было скопление народа. Собрались во множестве греки не только из города, но и из соседних сел. Все плакали и обнимали друг друга, обмениваясь пасхальными приветствиями: «Христос воскресе – Воистину воскресе»! Собор принял боаголепный вид – несли и утварь и облачение и иконы, как то сохраненныя, спрятанныя, зарытыя в потаенных местах. Общими усилиями в кратчайший срок создано было благолепие, и церковная жизнь пошла своим ходом.

Вот тут и обнаружилось, когда местный музей, исторический греческий, оказался в ведении людей близких церкви, что там, заставленный всякими вещами, чтобы сделать его незаметным, находится стеклянный футляр с останками митр. Игнатия. Очевидно, какие то благочестивые люди сумели его своевременно изъять из греческаго собора, обреченнаго на разрушение и доставить в это укромное место, позаботившись и о том, чтобы эту святыню не так легко можно было обнаружить. Можно себе легко представить, какое радостное возбуждение вызвало среди верующих известие об обретении останков почитаемаго митр. Игнатия: он сидел в мантии и клобуке, со слегка склоненной на бок головой, никак не поврежденной. Состоялось торжественное перенесение этих святых останков в новый Собор, где была устроена каменная усыпальница в правой стороне, в стене. Это было незадолго храмового праздника. Останки митр. Игнатия были помещены так, чтобы в малое окошечко можно было видеть его главу. Благочестивые люди начали нести в изобилии дары – золотыя и серебряныя вещи, материи. Прекрасно была усыпальница украшена, масса лампад появилась, началось паломничество со стороны окрестных греков, так глубоко почитавших своего святителя…

Так было при немцах. Что стало потом – об этом не имеет сведений та особа, которая поделилась с нами этими сведениями.

(«Православная жизнь», № 10, 
октябрь 1956 г.)