1918 год: Мариуполь в революционном вихре -13

Часть третья

Реставрация

К середине декабря 1918 года на Приазовье, в том числе и в Мариуполе, прочно воцарилось Белое движение, руководимое генералом А.И. Деникиным. Начался процесс реставрации под старыми лозунгами: «Единая и неделимая Россия!», «С нами Бог и Россия!»
Прежде всего вожди Белого движения поспешили отменить большевистский Декрет о земле. Для начала деникинская администрация потребовала безвозмездной передачи в 1919 году бывшим владельцам захваченных земель трети всего будущего урожая из уже засеянных осенью 1918 года полей.


Одновременно шло восстановление прежних бюрократических структур управления государством на базе царского законодательства.
Промышленные предприятия переходили в руки прежних владельцев. Рабочий контроль отменялся.
Были запрещены или строго ограничены в своей работе профсоюзы и социалистические партии и организации.
Выдвинутый вождями Белого движения лозунг «единой и неделимой России» быстро разочаровал национальную буржуазию и интеллигенцию, что для многонационального Мариуполя было весьма чувствительно. Был решительно положен конец «украинизации», стремлениям к автономии или самостоятельности украинского края.
Начальник гарнизона и комендант города Мариуполя полковник Рейнгард 18 декабря приказал: «Во всех правительственных учреждениях все дела, объявления, аншлаги должны быть на русском языке».
Вывоз товаров и всяких продуктов без разрешения властей запрещался всем лицам, учреждениям и обществам.
В средствах массовой информации вводилась военная цензура.
В то же время у белогвардейских генералов, оказавшимися неспособными проводить социально-экономическую политику, оставался единственный метод «наведения порядка» — террор. Аресты, бессудные расстрелы, в том числе и заложников, рейды карательных отрядов стали обычным явлением.
Вот на таком военно-политическом, социальном и экономическом фоне мы и начинаем третий, заключительный раздел нашей исторической Хроники.
И снова для нас основными источниками информации будут газеты, которые начали выходить в городе в декабре 1918 года – «Мариупольские известия», «Мариупольские новости», «Мариупольский вестник», а также протоколы заседаний городской думы и уездного земства, другие архивные документы.

Мобилизация и реквизиции

В середине декабря 1918 года в Мариуполь прибыло одно из подразделений Добровольческой армии, им командовал генерал-майор Май-Маевский.
Произошла очередная смена руководства городом. Комендантом и начальником гарнизона Мариуполя был сначала полковник Рейнгард, а затем генерал-майор Бурдянский. («Мариупольские известия», 28 декабря).
Первой масштабной операцией новых властей стала мобилизация в Добровольческую армию. Мобилизации подлежали проживающие в городе офицеры, юнкера, гардемарины, вольноопределяющиеся 1 и 2 разрядов, прапорщики и сверхсрочные унтер-офицеры, служившие в Российской армии, в возрасте от 17 до 43 лет включительно. За неявку к призыву без уважительных причин виновные по поимке предавались военно-полевому суду, как за побег со службы во время войны. Первый день мобилизации – 20 декабря. («Мариупольские известия», 3 января 1919 года).
Если в сельской местности мобилизация в Добровольческую армию встречала активное сопротивление, в том числе и вооруженное, то средние городские слои населения, интеллигенция Мариуполя охотнее принимала участие в «белом движении».
Известен случай, когда старшие классы Мариупольской мужской гимназии в полном составе ушли в Добровольческую армию.

Х Х Х

А тем временем в Мариуполе начался «узаконенный» грабеж всего, что необходимо было «белому движению».
Вот только несколько строк из перечня «операций», проведенных новыми властями.
11 декабря. Из приказа коменданта города Мариуполя: «Директору завода Никополь-Мариупольского общества господину Пародовскому. Для нужд Добровольческой армии необходимо произвести реквизицию части имеющегося на заводе листового и сортного материала, всего 5000 пудов…».
13 декабря. Из акта: «…На заводе «Никополь» произведена реквизиция для автоброневого дивизиона сводно-гвардейского полка бронированной стали, заклепок и углового железа…».
27 декабря. Из акта: «…Реквизиционная комиссия на заводе «Никополь» в принудительном порядке забрала со склада 5 пудов железа и стали и 300 пудов заклепок для нужд Добровольческой армии…» (цит. По «Весь Мариуполь. путеводитель», РА «Витязь»2003, с.83).
В соответствии с распоряжением городского начальника гарнизона 29 декабря все театры и кинематографы Мариуполя работали в пользу лазаретов Добровольческой и Донской армий.

Х Х Х

Иногда история повторяется.
За спиной воинства гетмана Павла Скоропадского видны были австро-германские штыки.
За спиной Белого движения стояла военная мощь стран Антанты (Англия, Франция и другие).
Не успела Добровольческая армия генерала Деникина укрепить свои позиции на юге Украины, как в Черное и Азовское море вошла англо-французская эскадра. Вскоре ее суда появились на рейде Мариуполя.
Это событие так описал неизвестный репортер «Мариупольских известий»:
«Ночью 6 декабря прибыли на мариупольский рейд два союзных миноносца – английский «№»61» и французский «Б», где и простояли всю ночь.
Утром, 7 декабря союзные суда были введены в гавань порта, куда для встречи их отправились: командир торгового порта, начальник гарнизона и комендант города, уездный староста, представители города и разных городских учреждений, которые после встречи союзников сопровождали их в город.
В тот же день в час дня в гостинице «Континенталь» был устроен банкет в честь прибывших…
…В два часа дня представители союзников прибыли в город Мариуполь, где на Екатерининской улице им была устроена торжественная встреча войсками, населением и представителями городского самоуправления, поднесшими прибывшим хлеб-соль и приветствовавшими их». «Мариупольские известия», 8 декабря.

Павел МАЗУР, краевед.