ШЕСТОЙ ДЕНЬ ЭКСКУРСИИ – 12 АПРЕЛЯ (2 часть)

В продолжении шестого дня экскурсии пойдет речь о частных школах Мариуполя и о духовном училище.

Напоминаем, что при размещении текста на других сайтах, не забывайте о ссылке на «Старый Мариуполь».

ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ

Различные причины способствовали тому обстоятельству, что в городе при существовании приходского училища появлялись в разное время частные школы. Вначале школы эти были главным образом греческие, а потом, с появлением русских в городе, и русские. При делах приходского училища сохранилась переписка, возникавшая  всякий раз по поводу появления той или другой школы. Означенная переписка выясняет отчасти как причины появления частных школ, так и характер школ. В первый раз подобная переписка возникла в 1826 году. Смотритель училища обратился к директору Таганрогской Коммерческой Гимназии с просьбой ходатайствовать о закрытии школ, заведенных с давнего времени в г. Мариуполе лицами разного звания, не имеющими от учебного начальства свидетельства. В рапорте по означенному поводу он говорит: «многие воспитанники таковых школ, вступая в сие училище, при испытании, явно открывают неведение своих наставников в том, что они им преподавали, представляют нравственность, основанную на правилах, противных тем, которые изданы для училища и нередко являют отрасли грубых нравов и закоснелых пророков, что всего труднее искоренить. Училище, полагая первым долгом своей обязанности предохранить своих питомцев от подобных пророков, предположило было детей из таковых школ в ведение свое не принимать, чтобы через всегдашнее соединение и сношение не могли возникнуть и в нем подобные пороки, но как оно содержится из общественной суммы, то в сем своем предположении никак утвердиться не может. Зло же время от времени усиливается. Почитая всякий случай к искоренению зла для себя позволительным, приемлю смелость предложить Вам следующее: так как Мариуполь не весьма обширный город, училище оного находится в весьма удобном месте, где все граждане с удобством могут воспитывать детей, то не благоугодно ли будет Вашему Высокородию снестись с кем следует, дабы посредством Мариупольского Греческого Суда дозволено мне было все школы заведенные без дозволения высшего начальства уничтожить». Затем по требованию Греческого суда смотритель указал на следующие частные школы: 1) при Карасевской церкви, открытая пономарем; 2) содержимая писарем местного почтосодержателя и 3) известная члену суда Попову, как  сказано в донесении смотрителя по означенному поводу. В 1831 году директор Таганрогской Коммерческой Гимназии уведомил смотрителя училища, что по проискам Попова Таганрогский градоначальник разрешил греку М. Каловраси беспрепятственно обучать в Мариуполе греческому языку детей Попова и его родственников. Действительно, Каловраси вскоре прибыл и открыл в доме Попова училище. Профессор Харьковского Университета Комлишенский, ревизовавший в означенном году приходское училище, получив сведение о существовании в доме Попова школы, предписал закрыть ее при посредстве гражданского начальства. В 1849 году надзиратель училища К. Попов отношением от 2 июня сообщает в Греческий суд, что в г. Мариуполе, как ему стало известно, завел школу в собственном доме, находящемся на солдатской слободе, г.б. секр. Ващинский. В уставе же гимназий, уездных и приходских училищ, изданном в 1828 году в параграфе 3 сказано: «учебные заведения, содержимые и управляемые частными лицами, или обществами, подчиняются по принадлежности надзору начальств гимназий, или уездных училищ. Из сего исключаются училища для воспитания духовенства, военные и те, кои по ВЫСОЧАЙШЕЙ воле поручены особым управлениям». В виду означенного парагр. положения  и просит Греческий суд уничтожить вышеуказанную школу. В 1850 году последовал от Ващинского ответ на требование Греческого суда относительно закрытия содержимой им школы. В ответе своем Ващинский говорит: 1) что он учит детей иногородних и солдат и лишь российскому чтению и чистописанию, приготовляя их в учебные заведения, а под школой разумеется такое заведение,  в коем преподаются классические предметы как-то: основания грамматики, катехизис, история, география и проч., 2) что греческое училище по своему назначению имеет целью образования греков, а он обучает детей солдат и государственных крестьян, 3) что родители детей, обучающихся у него, бедны, так что не могут доставить своим детям всего необходимого для обучения в училище и, наконец, 4) что он имеет свидетельство в том, что сам обучался в низшем отделении Мариупольского духовного училища, почему он и не прекратить обучения детей, пока не получит предписания от Дирекции Таганрогских Училищ, тем более, что он не один обучает частным образом в городе детей, а и другие, которые совершенно никакого права не имеют, как то: беломорский грек Метакса, мещанин Фома Полихронов, штабс-капитанша Грекова и Таганрогская мещанка Марья Белоглова.

В 1851 году надзиратель училища вновь возбудил дело по поводу частной школы. В рапорте от 22 октября он пишет Штатному Смотрителю Таганрогского Уездного Училища: «исполняя обязанность моей настоящей службы, долгом чту уведомить Ваше Высокоблагородие, что из иногородних живущий здесь бердянский купец Андрей Егорович Палеолог выписал из-за границы учителя для своих детей в своем доме, где, между прочим, заводит теперь почти полную школу, потому что собирает из своих выгод детей из городских жителей, пользующихся порядочным состоянием, так что через несколько времени отнимет из нашего училища большую часть детей высшего класса. Поэтому прошу Ваше  Высокоблагородие, принять заблаговременно надлежащие меры к запрещению ему этого. Я об этом не отнесся и не отнесусь в Мариупольский Греческий суд, потому что не примет во внимание моего донесения, ниже ответа». Тем не менее от 5 ноября он сделал донесение в Греческий суд, в котором, указывая на парагр. правил 1828 г., воспрещающий частным лицам обучение детей, просит Суд закрыть частные школы. В донесении своем, между прочим., он указывает и на школу, открытую сыном священника соборной Харлампиевской церкви Бояровым. Вскоре после этого директор Таганрогской Коммерческой Гимназии потребовал от смотрителя училища доставить сведения о частном учителе в доме Палеолога, в виду составления отчета о состоянии училищного дела в ведомстве Дирекции Таганрогского Градоначальства для отсылки Попечителю Одесского Учебного Округа. По справкам учитель означенный оказался греческим подданным Марком Марио, получившим, по испытании в заседании педагогического совета Таганрогской гимназии, каковое выдержал удовлетворительно, право на обучение в частных домах чтению и письму на греч. яз. на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного в 11 день декабря 1834 г. положения гг. министров. В 1852 году надзиратель училища получил отношение Директора Таганрогской Коммерческой Гимназии от 19 января, в коем последний пишет, что Инспектор Казенных Училищ Одесского Учебного Округа Ляликов сообщил г. Попечителю округа, что в Мариуполе существует без дозволения начальства два училища для девиц: одно содержимое вдовою Недзельскою, другое – женою лекаря Беногло; далее что учитель Марио, живущий в доме Палеолога, обучает до 8 детей частных лиц, а потому требует принять меры к немедленному закрытию означенных школ. По собранным справкам оказалось, что в доме Палеолога обучались дети следующих купцов: Семена Попова, И. Аттаринова, Л. Шапошникова, В. Кальяно и чиновника К. Калери. На означенное донесение надзиратель училища ответил, что с Марио была взята подписка о не обучении детей частных лиц, а школы гг. Недзельской и Беногло закрылись сами собой. Впоследствии Марио был учителем греческого языка в приходском училище и долгое время содержал частную школу.

В 1853 году г. Управляющий Министерством Народного Просвещения по ходатайству г. Попечителя Одесского Учебного Округа разрешил дочери бывшего учителя приходского училища Кунахова девице Кунаховой открыть в Мариуполе для девиц школу, которая и была открыта 9 сентября того же  года, о чем содержательница школы рапортом донесла г. надзирателю приходского училища. Означенная школа была первою школою для девиц в Мариуполе, устроенною на рациональных началах. В деле женского воспитания в г. Мариуполе она играла такую же роль, какую приходское училище в деле воспитания мальчиков. Из отчетов, предоставлявшихся г. надзирателю приходского училища, усматриваем, что в школе преподавались: Закон Божий, русский язык, арифметика, чистописание, рукоделие и танцы. Первым законоучителем был священник Илья Юрьев. При открытии школы воспитанниц было 12, в 1854 году – 40. В 1855 году школа была закрыта за выездом Кунаховой по случаю войны, затем по окончании военных действий вновь открыта. Госпожа Кунахова жива по настоящее время и, не смотря на преклонный возраст, продолжает заниматься обучением детей жителей Слободки.

В 1856 году уволенный от должности учителя греческого языка приходского училища грек М. Димопуло открыл в городе частное греческое училище, в котором было до 10 детей, но оно вскоре было закрыто.

В 1857 году был открыт пансион для детей госпожи Померанцевой, быстро завоевавший  симпатию общества и пользовавшийся поэтому популярностью.

В 1863 году был открыт трехклассный девичий пансион Елены Медведской, пользовавшийся также известностью, но уступавший по благоустройству пансиону Померанцевой. Многие матери семейств в настоящее время получили образование в вышеуказанных пансионах.

В 1864 году священник Харлампиевского собора, ныне протоиерей оного о. Д. Текежи открыл церковно-приходскую школу, существовавшую по 1877 г. Горожане, особенно, греки, сразу же полюбили эту школу и стали отдавать в нее своих детей, что отразилось сильным уменьшением греческого элемента в приходской школе. Число учеников часто доходило до 100. В мае 1887 г. бывшие воспитанники школы, благодарные своему учителю, поднесли ему золотой с дорогими камнями наперсный крест.

В 1864 же году возникла переписка по поводу еврейских частных школ в Мариуполе. По наведенным справкам оказалось, что в городе семь мела медов занимаются обучением детей, а учащихся у них 64.

В 1871 г. таганрогский мещанин Фоков, окончивший курс в Таганрогской гимназии, открыл частную школу, в которую поступило 5 учеников. Около того же времени открыты были школы госпожою Корсак и дочерью надворного советника Карповой. О состоянии означенных школ член Училищного Совета Семен Косогубов в отчете о частных школах за 1873-1874 учебный год пишет: «частные учебные заведения, подведомственные Училищному Совету, находятся в следующем положении: а) Школа Фокова едва ли теперь может называться этим именем. Сам г. Фоков состоит учителем новогреческого языка в приходском училище и имеет теперь не больше как приходящих к нему на дом несколько мальчиков за помесячную плату. Бывшие у него зимою 6 мальчиков от него вышли, а теперь посещают 5 других, обучаясь различным предметам, смотря по возрасту детей и требованиям и желаниям их родителей; б) Школы г-ж Корсак, в коей было 6 девочек и Карповой, где зимой доходило до 18 душ, в том числе 5 мальчиков, это больше заведения подготовительные, где дети обучаются  преимущественно с целью подготовиться к поступлению в какое-либо высшее учебное заведение, и потому, сверх языка русского некоторые обучаются здесь французскому и немецкому. У г. Карповой встречаются дети около 5-летнего возраста, которые не приступая к серьезному учению, знакомятся на игрушках с буквами и цифрами из природы по картинам, в) Школа г-жи Кунаховой, имевшая зимой 20 девочек и теперь сократившаяся до 12, имеет больше единства в обучении: здесь дети делятся на два разряда, из коих старшие читают уже довольно свободно с полным пониманием, а маленькие изучают только грамоту, но с сознательностью. Старшие знают четыре действия арифметики, умеют решать несложные задачи, наконец, изучают молитвы и имеют понятие о некоторых событиях из Св. Истории. Те и другие обучаются в назначенные часы рукоделию и есть такие, что берут уроки на фортепиано за особую плату. – Все эти четыре школы получили в разное время разрешение Совета и содержатся от платы, получаемой содержательницами за обучение детей по условиям с родителями».

С открытием средних учебных заведений в городе почти все упомянутые школы должны были прекратить свое существование. Госпожа Карпова продолжала до конца восьмидесятых годов обучать детей в частных домах, приготовляя их в средние учебные заведения. С той же целью были основаны новые школы, из которых особенным вниманием общества пользуется в настоящее время элементарная школа В. Е. Иващенковой, окончившей курс в здешней женской гимназии. Школа открыта в 1887 году и содержится на счет платы за учение, поступ. ежегод. от 30 до 80 руб. с каждого учащегося. Учащихся в 1891 году было 17 мальчиков и 10 девочек. Всего 27. Законоучителем школы состоит священник Николай Иванов. Помощницей учительницы А. М. Чабаненко, имеющая звание домашней учительницы. Затем известна также школа В. Н. Яхимович (урожд. Арихбаевой), оконч. курс Таганрогской женской гимназии, открыта в 1888 г. Училище содержится на счет платы за учение, поступ. ежегодно по 40 руб. с кажд. Учащ. В 1891 г. было 8 мальчиков и 9 девочек. Всего 17.

Из еврейских частных училищ известны в настоящее время следующие: а) И. Я. Волосова открытое в 1888 г. Сод. на счет платы за учение, поступ. по 20 руб. с кажд. учащ. Учащ. 15 мальчиков, из них – два бесплатных; б) Ф. И. Волосовой, имеющей звание частной начальной учительницы. Открыто в 1889 году. Учил. сод. на счет платы за учение, поступ. по 40 руб. с кажд. учащ. Учащихся 8 душ.

ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

Вслед за открытием в Мариуполе приходского училища, духовенство Мариупольского округа стало хлопотать об открытии училища для образования своих детей. Руководящую роль принял на себя в этом деле священник села Сартана о. Мурафу. По его инициативе, главным образом, духовное правление Мариупольского округа выхлопотало у Св. Синода разрешение на открытие духовного училища на местные средства. Вслед за тем были выбраны духовным правлением попечители, на обязанности которых лежал сбор денег как на содержание училища, так и на постройку здания для него в Мариуполе. Чтобы ускорить дело открытия училища, о. Мурафу предложил для помещения его собственный дом в с. Сартана, где оно и было открыто в 1825 году. Смотрителем училища духовенство выбрало о. Мурафу, считая его по справедливости основателем училища. Открытое училище состояло из четырех классов. Первые два именовались приходским духовным училищем, затем следовали низшее и высшее отделения уездного духовного училища. В 1831 году на собранные деньги было построено в Мариуполе здание, где находится и нынешнее, и училище таким образом, было переведено в Мариуполь. По смерти о. Мурафу в 1830 году на должность смотрителя духовенства избрало священника Чернявского, который был последним смотрителем по выбору, так как с ним выборное начало прекратилось и смотрителя стали назначаться по общепринятому порядку. С 1830 по 1847 г. в должности смотрителей училища перебывало до 10 лиц, каковы: Чернявский, Демяновский, Любимов, Мазараки, Макиевский, Песоцкий, Моторный.

Материальное благосостояние училища на первых порах его существования было весьма печально. Духовенство охладело к нему, а потому и было невнимательно к его нуждам. Смотрители постоянно обращались в духовное правление с жалобой на не высылку денег, собираемых на содержание училища, а во время сильных холодов приходилось прекращать учение за отсутствием средств на отопление училища. Сироты же местного духовенства, обучавшиеся в училище, положительно бедствовали. Чтобы помочь им, училищное начальство очень часто входило с представлениями к епархиальным преосвященным о зачислении за воспитанниками училища причетнических мест и эти воспитанники действительно получали средства к своему существованию из зачисленных за ними приходов.

Тоже отсутствие средств было причиной такого факта, что выстроенный для училища дом с 1831 по 1846 г. ни один раз не был ремонтирован, почему пришел в такое положение, что в 1847 году училище должно было его покинуть, перейдя в наемное помещение. С 1847 по 1855 гг. оно переходило из одного здания в другое, а в 1855 году по случаю угрожавшей городу со стороны неприятеля опасности было переведено в ст. Карань, где существовало около года только номинально. 15 марта 1856 г. по распоряжению обер-прокурора Св. Синода, училище было закрыто впредь до особого распоряжения, училищный дом, потерпевший во время военных действий значительные повреждения, был назначен к продаже, училищное имущество продано с аукциона, архив и библиотека переведены в Екатеринослав, а ученики были перечислены отчасти в Екатеринославское, отчасти в Бахмутское училище.

В конце 1857 года училище вновь было открыто. Открытое вторично училище именовалось духовным уездным училищем и состояло из приготовительного класса и трех отделений: низшего, среднего и высшего, причем курс был двухгодичный в каждом отделении. Помещение для училища было нанято в доме Ю. Попова, что на углу Торговой и Митрополитской улиц, где оно и пребывало до 1880 года. В виду тесноты помещения в училищном здании жило лишь 15 человек, из которых 5 содержалось на средства почетного блюстителя училища купца М. Ковачевича.

Около 1870 года зародилась в среде духовенства мысль о постройке собственного здания для училища и с этой целью стал составляться запасной капитал из взносов от церквей Мариупольского училищного округа, и в 1873 году было собрано около 23 тысяч рублей. В этом году был учрежден при училище строительный комитет, избравший из среды себя председателя – протоиерея Илью Леонтьева, деятельному участию которого новое училищное здание многим обязано. В 1877 году собираемый капитал возрос до 36 тысяч рублей, а в 1880 году на постройку училища было собрано свыше 68 тысяч рублей. Город отвел даровое место под постройку училищного здания. Постройка была окончена к началу 1880-1881 учебного года. 11 сентября 1880 года происходило торжественное освящение училища, совершенное Преосвященным Феодосием, Епископом Екатеринославским и Таганрогским. Тогда же смотритель училища А. А. Стахевич составил краткую историческую записку об училище, из которой и заимствованы вышеприведенные сведения об училище. В последующие за тем годы помещение училища было постепенно расширяемо; выстроены были: квартиры для смотрителя и его помощника, больница, баня. В 1881 году была устроена при училище церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи (24 июня); помещена она была в рекреационном зале и только в 1891 году перенесена в отдельную комнату, причем иконостас был сделан новый, а престол был перенесен из старой Марьинской Успенской церкви.

В ново устроенном здании при училище было открыто общежитие для бедных и сирот, а также и для своекоштных, по желанию. В настоящее время общее число учеников в училище 148; из них живущих в общежитии 110 (103 дух. и 7 свет.), на квартирах 11 (3 дух. и 8 свет.), у родителей 27 (2 дух. и 25 свет.). Общее число детей духовного звания 108, светских 40. Живущие в корпусе подразделяются на казенных. Пансионеров и полупансионеров. Число казенных пользующихся пищей и одеждой – 50 человек, число полуказенных, пользующихся одной пищей и письменными принадлежностями – 25. Число пансионеров – 5, число полупансионеров – 30. На содержание каждого казенного воспитанника ассигнуется из средств училищного округа 132 руб. 74 коп., а на содержание полуказенного 80 руб. 94 коп. Плата за пансионера 135 руб., за полупансионера 75 руб. Плата за право обучения светских 40 руб. в год, с духовных же за право обучения ничего не взимается. Содержание училища обходится до 25 тысяч рублей, не включая сюда штатной суммы 6400 руб. на содержание личного состава. Источника, откуда получаются средства, служат: церковные суммы (свечная прибыль, двухкопеечный сбор и дополнительный) в размере 23002 руб., венчиковая сумма 1500 руб., пансионерская сумма до 2 тысяч рублей и за право обучения до 1500 рублей. При училище имеются библиотеки: фундаментальная и ученическая (безмездная и книгопродажная). Из безмездной библиотеки, книги, получаемые бесплатно из Хозяйственного управления при св. Синоде, выдаются бедным ученикам. Оборотный капитал продажной библиотеки 400 руб. На содержание библиотек фундаментальной и ученической ежегодно ассигнуется не менее 300 рублей.

Личный состав училища в настоящее время следующий: смотритель учитель канд. Богосл. с.с. К. Н. Корольков, помощник его канд. Богосл. н. с. К. А. Молчанов. Преподаватели: русского языка с церковнославянск. – к. сов. М. Е. Тулевич, н. с. А. С. Федоров греч. яз., И. А. Семейкин лат. яз., Т. П. Попов – арифм. И геогр. – канд Богосл. И. г, Малышевский, приготовительный класс (он же учитель чистописания) – к. секр. Е. И. Иванов, пения (он же надзиратель) – студ. Семин. М. Н. Дмитриев.